Свою беседу с "Право.Ru" президент Торгово-промышленной палаты Сергей Катырин посвятил роли палаты в сфере третейского разбирательства и ее законодательной деятельности. Он назвал заблуждением тезис о том, что российские компании предпочитают иностранные арбитражи, рассказал, чем арбитры лучше государственных судей, а также заверил, что медиация — это миролюбивый зверь, похожий на кота Леопольда.

-Конституционный Суд помимо того, что признал соответствующими Конституции нормы законов, разрешающие третейским судам рассматривать споры о недвижимом имуществе, внес ясность в ряд основополагающих вопросов третейского разбирательства, отметив, что третейский суд – один из общепризнанных в современном правовом обществе способов разрешения гражданско-правовых споров, институт гражданского общества, наделенный публично значимыми функциями.

Третейское разбирательство было определено как "демократическое начало, признанное во всем мире". Было отмечено, что хотя третейские суды не входили и не входят в систему государственной власти, это вполне законный, альтернативный государственному способ разрешения споров. КС прислушался к доводам российских и зарубежных экспертов, обосновавших недопустимость умаления роли третейских судов в России, наглядно показавших, что этот способ защиты прав и законных интересов граждан и хозяйствующих субъектов предусмотрен Конституцией и международными договорами Российской Федерации.

Принципиальную позицию по этому вопросу заняло предпринимательское сообщество, в том числе ТПП России, а также ее члены, заинтересованные в работе и развитии эффективных негосударственных механизмов рассмотрения экономических споров, среди которых центральное место занимает третейский суд.

Очевидно, что большинство сделок выполняются сторонами надлежащим образом, и споров не возникает. Однако, когда участник сделки полагает, что его права нарушаются, он идет в арбитраж. И роль коммерческого арбитража как беспристрастного и компетентного форума защиты прав и интересов в бизнес-среде в последние годы неуклонно возрастает. Помимо роста традиционного международного обмена товарами и услугами, и соответствующим увеличением числа международных контрактов, идет интеграция экономик разных стран. Иностранные компании покупают доли российских компаний, российские – иностранные активы и т. п. И в подавляющем большинстве этих сделок в качестве способа разрешения споров указывается именно международный коммерческий арбитраж. Зачастую это Международный коммерческий арбитражный суд при ТПП.

Во всем мире споры по крупным проектам — строительным, инвестиционным, финансовым — принято разрешать именно в международных коммерческих арбитражах. И российский бизнес все активнее ориентируется в этом вопросе на международные стандарты, следует цивилизованным подходам.

- Сколько споров рассматривают третейские суды при ТПП РФ, в частности МКАС, как эти цифры соотносятся со статистикой зарубежных арбитражей?

- В прошлом году во все арбитражные органы при ТПП РФ было подано 538 исков, в МКАС – 306, что значительно больше, чем в предыдущие годы. В 2009 году было подано 443 иска (в МКАС – 250), в 2008-м — 276 и 158 соответственно. За последние три года участниками споров в наших международных арбитражах являлись компании более чем из сорока стран мира. В ряде споров обе стороны являются иностранными компаниями.

[Если сравнивать c аналогичными структурами других стран], то Арбитражный институт Торговой палаты Стокгольма – один из наиболее популярных иностранных арбитражей среди бизнесменов из стран СНГ – принял в 2010 году всего 197 дел, в 2009-м – 215, в 2008-м – 176. Из них примерно 10% дел — с участием российских компаний. [Так что] является расхожим заблуждением тезис о том, что российские компании якобы предпочитают иностранные арбитражи.

Если говорить о категориях дел в третейских судах при ТПП РФ, то больше стало споров, связанных с телекоммуникационными, консалтинговыми и иными услугами, сделками по купле-продаже долей в бизнесе, акций. Растет число споров в связи со строительными и инжиниринговыми работами.

Как Вы расцениваете давнюю конкуренцию государственных и третейских судов, в которой государственные, конечно, обладают большим административным ресурсом?

- Мы сторонники тезиса о том, что третейские суды не отнимают хлеб у государственных. Сегодня, наверное, всем понятно, что третейские суды – это не конкуренты, а партнеры государственных. И те, и другие решают общие задачи – защиты гражданских прав, что определено Гражданским кодексом. Это два самостоятельных способа защиты прав и законных интересов, в том числе, в сфере бизнес-отношений. К тому же в условиях наших реалий, когда госсуды очень сильно перегружены и зачастую не могут уделить рассмотрению каждого конкретного дела достаточно времени и внимания, третейские суды берут на себя часть этой нагрузки, тщательно разрешая порой весьма сложные споры. В международном обороте в силу объективных причин предпринимательские споры принято разрешать именно в третейских судах — международных арбитражах.

По российскому законодательству и согласно международным договорам наши государственные суды, как и суды в других странах, имеют функции контроля и содействия в сфере третейского разбирательства. Важно, чтобы эти функции выполнялись в соответствии с законом. Я имею в виду эффективную поддержку добросовестных третейских судов, в том числе в плане беспроблемной выдачи исполнительных листов по их решениям и недопущение случаев необоснованной отмены решений. При этом, конечно, важен и контроль в этой сфере, эффективно пресекающий злоупотребления со стороны лиц, использующих третейское разбирательство в целях, далеких от целей зашиты права. К сожалению, такие лица все еще есть… И здесь ресурс государственных судов должен использоваться в полной мере.

По взаимодействию с ВАС, как я говорил, у нас 8 лет назад заключено соглашение, идет взаимодействие, по ключевым вопросам есть взаимопонимание, в том числе благодаря профессионализму руководства и судей этого высокого суда, знающих проблематику третейского разбирательства. В частности, наши эксперты работают в научно-консультативных советах при ВАС и ФАС МО, участвуют в заседаниях Президиума ВАС. Руководители и судьи государственных арбитражных судов выступают на наших форумах, в том числе, на семинарах, которые проводятся нами в регионах.