Статья "клевета" вернулась в Уголовный кодекс в июле 2012 года, то есть спустя всего семь месяцев после ее переноса в Кодекс об административных правонарушениях с подачи президента Дмитрия Медведева. Владимир Путин и парламентарии сочли, что уголовное наказание за клевету является справедливым, а административные штрафы — чрезмерно низкими. В результате был принят закон № 141-ФЗ "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", согласно которому клевета должна наказываться штрафом в 500 000 руб. либо обязательными работами на срок до 160 часов. За клевету в публичном выступлении или в прессе штрафы более существенные — до 1 млн руб., клеветническое обвинение человека "в совершении тяжкого или особо тяжкого преступления" может стоить 5 млн руб.
Кроме того, в УК появилась статья 2981 "Клевета в отношении судьи, присяжного заседателя, прокурора, следователя, лица, производящего дознание, судебного пристава", санкции которой предусматривают штрафы до 5 млн руб., если человек обвинит судью, следователя в совершении тяжкого или особо тяжкого преступления.
Видов мошенничества с подачи Верховного суда в уголовном законе стало больше, не один, как раньше, а шесть. Пять из них описал ВС: это мошенничество в сфере кредитования, при получении выплат, мошенничество с использованием платежных карт; мошенничество в сфере страхования, а также в сфере компьютерной информации. Формулировку еще одного вида депутаты Госдумы переиначили — вместо предложенного ВС мошенничества при осуществлении инвестиционной деятельности появилось мошенничество в сфере предпринимательской деятельности.
Согласно 207-ФЗ "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", минимальное наказание за "предпринимательское" мошенничество теперь — штраф в 500 000 руб., либо ограничение или лишение свободы на один год. В случае, если преступлением нанесен крупный ущерб, то виновнику будет грозить штраф до 1 млн руб. или лишение свободы до трех лет, за причинение особо крупного ущерба — штраф до 1,5 млн руб. или лишение свободы до пяти лет. При этом под преднамеренным неисполнением обязательств считается установленное в гражданском или арбитражном судопроизводстве отсутствие объективных причин для такого неисполнения.
Кроме того, изменены и критерии оценки ущерба: крупным ущербом теперь считается 1,5 млн руб., а не 250 000 руб., особо крупным — 6 млн, а не 1 млн руб., как было ранее. Исключение сделано только для статьи о мошенничестве при получении различных выплат от государства — там остаются старые градации величины ущерба. Еще одна новелла: дела о мошенничестве можно будет возбуждать только при наличии заявления потерпевшего, исключение сделано лишь для случаев, когда ущерб причинен государству или компаниям с госучастием.
Расширили российские законодатели и понятие "государственная измена" в российском уголовном законодательстве. Действовавшую ранее формулировку они сочли "крайне сложной для доказывания". Теперь госизменой считается выдача гостайны либо иное оказание помощи иностранному государству, иностранной организации или их представителям в проведении враждебной деятельности, направленной против безопасности России. Попутно расширен и круг лиц, передача гостайны которым считается изменой Родине — к ним, помимо иностранных государств и организаций, отнесены еще и международные организации и их представители.
Появилась в УК и новая статья 2831 "Незаконное получение сведений, составляющих государственную тайну". За получение сведений, составляющих гостайну, путем похищения, обмана, шантажа, принуждения, угрозы применения насилия либо иным незаконным способом преступнику будет грозить штраф 200 000 — 500 000 руб., либо лишение свободы на срок до четырех лет. За те же действия, если оно совершено группой лиц или с применением насилия, либо повлекло наступление тяжких последствий, суды будут назначать наказание в виде лишения свободы на срок от трех до восьми лет. Такие изменения вступили в силу после принятия в ноябре закона N 190-ФЗ "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и в статью 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации".
Законодатели с подачи Дмитрия Медведева летом 2012 года уточнили порядок изъятия в ходе расследования уголовных дел электронных носителей информации (компьютерных блоков, серверов, ноутбуков, карт памяти), их возврата, а также копирования информации с них. В законе 143-ФЗ "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации" четыре ключевых момента. Во-первых, носители должны возвращаться, если они не были признаны вещественными доказательствами. Во-вторых, возможен и возврат вещдоков до завершения расследования — "после осмотра и производства других необходимых следственных действий, если это возможно без ущерба для доказывания". В-третьих, хранение электронных вещдоков должно исключать несанкционированный доступ к информации на них. И наконец, в случае невозможности возврата носителей владельцам разрешается копирование с них информации, в том числе и на этапе проведения обыска или выемки. Однако самым спорным положением закона является то, что следователь сможет отклонять ходатайства о копировании информации, если "это воспрепятствует расследованию преступления" или "повлечет утрату или изменение информации".
По инициативе экс-президента РФ Дмитрия Медведева в феврале 2012 года был принят закон N 14-ФЗ "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях усиления ответственности за преступления сексуального характера, совершенные в отношении несовершеннолетних". Он ужесточает наказание — вплоть до пожизненного лишения свободы — для педофилов, совершивших преступление во второй раз. Теперь запрещено назначать педофилам условное лишение свободы или давать отсрочку исполнения наказания. Однако самой кардинальной мерой, предусмотренной этим законом, стало разрешение химической кастрации педофилов.
Застопорилась реализация предложения Медведева внедрить в России альтернативное лишению свободы наказание в виде принудительных работ. При таком наказании осужденные должны были бы жить в подобии общежития и выполнять работы по указанию Службы исполнения наказаний. Планировалось, что суды смогут назначать их осужденным уже с 1 января 2013 года, однако, как оказалось, ФСИН России за год не успела подготовить необходимое количество центров, где осужденные должны были бы жить.
В последнюю пленарную неделю российский парламент в спешном порядке дал ФСИН еще год на подготовку, приняв закон "О внесении изменений в статью 8 Федерального закона "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" и статью 6 Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О судебных приставах" и отдельные законодательные акты".
Законом 172-ФЗ "О внесении изменения в статью 73 Уголовного кодекса Российской Федерации" парламентарии запретили судам назначать условное наказание лицам, совершившим опасный или особо опасный рецидив, а также совершившим тяжкое или особо тяжкое преступление в период испытательного срока при условном осуждении, либо в течение неотбытой части наказания при условно-досрочном освобождении.
Закон 107-ФЗ от 10 июля 2012 года "О внесении изменения в статью 104-2 Уголовного кодекса Российской Федерации" расширил возможности судов для использования института конфискации. Теперь осужденный сможет отдавать государству вместо имущества, полученного в результате преступления, свое собственное, например, недвижимость, ценные бумаги, драгоценные металлы. Ранее такое взыскание допускалось налагать только на сам предмет, добытый преступным путем, или денежную сумму, эквивалентную его стоимости.
В конце декабря нижняя палата в ответ на американский "закон Магнитского" приняла документ — закон "О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушению прав граждан Российской Федерации". Теперь невъездными в Россию станут американские судьи и правоохранители, вынесшие необоснованные и несправедливые приговоры в отношении россиян, а также лица, осуществляющие незаконное юридическое преследование россиян или потворствующие обидчикам российских граждан. Попавшим в список нарушителей прав россиян будет грозить арест финансовых активов, приостановление деятельности подконтрольных им юрлиц в России. Однако ключевым моментом российского "ответа" стал запрет американцам усыновлять детей из России. Действие этого закона будет распространено и на страны, которые примут акты, аналогичные "закону Магнитского" — запретят въезд к себе россиян по мотиву их причастности к нарушениям прав человека в России.
Помимо этого будет приостанавливаться работа некоммерческих организаций, "которые участвуют в политической деятельности в России и безвозмездно получают денежные средства или иное имущество от граждан, организаций США или реализуют на территории РФ проекты, программы, либо осуществляют иную деятельность, которая представляет угрозу интересам РФ". Гражданам России, имеющим и гражданство США, будет запрещено работать в НКО, осуществляющих политическую деятельность на территории России или руководить ими.
Ответом российских властей на многотысячные митинги оппозиции, начавшиеся в конце 2011 года, стал "антимитинговый закон", серьезно осложняющий возможность проведения подобных акций. Законом был ограничен круг лиц, которые смогут подавать заявку на проведение подобных публичных мероприятий. Вводится двухлетний запрет на организацию массовых акций для лиц, привлекавшихся к ответственности за мелкое хулиганство или неповиновение распоряжению сотрудника полиции (статьи 5.38, 19.3, 20.1-20.3 КоАП), а также имеющим неснятую или непогашенную судимость за умышленные преступления.
Нашли власти и способ бороться с лагерями оппозиции наподобие "#ОккупайАбай", "народными гуляниями" и "контрольными прогулками". Гражданам грозят штрафы в 10 000-20 000 руб. за организацию массового пребывания и передвижения граждан в общественных местах, а также за предварительные призывы к участию в них, если такое мероприятие повлекло нарушение общественного порядка, санитарных правил, функционирования объектов жизнеобеспечения, причинение вреда зеленым насаждениям, либо создало помехи движению пешеходов или транспорта. Кроме того, вводится запрет на использование любых масок и маскировочных элементов на массовых акциях.
Поимо этого, теперь за нарушения во время массовых мероприятий гражданам грозят штрафы до 300 000 руб., а должностным лицам — до 600 000 руб. Такие нормы содержит закон 65-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и Федеральный закон "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях".
Также летом уходящего года российские законодатели выделили в особую касту некоммерческие организации, получающие финансирование из-за рубежа. Им всем было присвоено недвусмысленное название "иностранный агент", а также вменено в обязанность регистрироваться в специальном реестре Минюста и ежеквартально предоставлять в Минюст отчеты о средствах из-за рубежа и их расходовании. Теперь любая литература или информация, распространяемая таким НКО через СМИ и интернет, должна сопровождаться специальным указанием на "агентский" статус. Закон 121-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части регулирования деятельности некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента" был принят в июле.
Спустя примерно три месяца, законодатели установили и наказания за "непредоставление информации" в госорганы о деятельности НКО-"иностранного агента", приняв закон от 12 ноября 2012 года 192-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях". Штраф составляет от 10 000 до 30 000 руб. для чиновников и от 100 000 до 300 000 руб. для юридических лиц. За работу НКО — иностранного агента, не включенной в специальный реестр, предусмотрен штраф для должностных лиц 100 000—300 000 руб., для юрлиц — 300 000—500 000 руб. Аналогичное наказание предусмотрено и за издание и распространение материалов НКО — иностранным агентом без указания на свой специальный статус.
После митингов оппозиции в Москве с подачи Дмитрия Медведева была упрощена регистрация политических партий: сейчас это можно сделать при наличии всего 500 членов, ранее требовалось как минимум 40 000. Благодаря 28-ФЗ от 2апреля 2012 года "О внесении изменений в Федеральный закон "О политических партиях", в России появилось более четырех десятков партий. А от сбора подписей избирателей на выборах всех уровней, за исключением президентских, их освободил другой закон 41-ФЗ от 2 мая 2012 года "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с освобождением политических партий от сбора подписей избирателей на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, в органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления".
Помимо этого, россиянам была возвращена возможность выбирать губернаторов. Однако законодатели заботливо ограничили круг лиц, которые смогут баллотироваться на этот пост. Во-первых, регионы самостоятельно выбирают, могут ли участвовать в выборах самовыдвиженцы или нет. Во-вторых, в течение двух лет не смогут претендовать на руководство любым регионом и бывшие губернаторы, которые были отрешены от этой должности президентом. В-третьих, появился так называемый "муниципальный фильтр" — выдвижение кандидата от партии или самовыдвиженца должны поддержать от 5% до 10% муниципальных депутатов. Есть в законе 40-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации и Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" весьма неопределенный и необязательный "президентский фильтр", который заключается в праве президента "по своей инициативе провести консультации с политическими партиями, выдвигающими кандидатов", а также с самовыдвиженцами. Однако правовые последствия таких консультаций не определены.
Изменился с подачи президента РФ Владимира Путина и порядок формирования Совета Федерации: сенаторы — представители от исполнительного органа госвласти субъекта федерации должны стать с 1 января 2013 года выборными, но опять же, весьма условно. Дело в том, что при участии в губернаторских выборах каждый кандидат на этот пост будет представлять в избирательную комиссию три возможные кандидатуры в сенаторы. Закон 229-ФЗ "О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации" не предусматривает изменения порядка назначения в сенаторы представителя от законодательного органа госвласти субъекта.
Помимо этого, в стране появился единый день голосования. Благодаря 157-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О политических партиях" и Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", теперь выборы в органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления будут проходить во второе воскресенье сентября.
Чиновников, а также их супругов и несовершеннолетних детей обязали декларировать крупные расходы на покупку недвижимости, транспортных средств и ценных бумаг, превышающие их совместный доход по основному месту работы за три года. Таким образом, в понятие "общий доход" будут включены дивиденды чиновника от акций компаний, доходы от литературной и преподавательской деятельности и т.п. В случае превышения доходов над расходами чиновник должен рассказать об источнике получения денег, а также обосновать законность их получения.
Основанием для проверки чиновника может стать информация о несоответствии его доходов расходам, предоставленная правоохранительными органами, политическими партиями, Общественной палатой, средствами массовой информации, а также общественными объединениями (анонимные сообщения к сведению приниматься не будут). Если выяснится, что чиновник не выполнил своей обязанности по декларированию доходов и расходов своей семьи, ему будет грозить увольнение с работы. Кроме того, за предоставлением недостоверных или неполных сведений об имуществе, а также при несоответствии доходов и расходов чиновника может последовать обращение этих активов в доход государства. Обращаться по этому поводу в суд должна прокуратура. Нововведения стали возможны после принятия двух "медведевских" законов 230-ФЗ "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам" и 231-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам".
В России с 1 ноября после принятия закона 139-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" появился единый реестр запрещенных сайтов. Чиновники получили возможность без решения суда закрывать сайт за размещение порнографии с участием несовершеннолетних, пропаганду наркотиков и информацию о способах совершения самоубийства. В свою очередь, владельцы интернет-ресурсов могут обжаловать в суде результаты экспертизы, которая будет определять наличие запрещенной информации. Общественные объединения, некоммерческие организации, граждане праве осуществлять мониторинг оборота информационной продукции и доступа детей к информации, в том числе посредством создания "горячих линий".
Против поправок выступали крупнейшие интернет-компании, такие, как "Яндекс", Mail.ru Group, Google, а русскоязычная Wikipedia в знак протеста против принятия законопроекта 10 июля на весь день закрыла доступ к своим материалам. Кроме того, поправки вызвали шквал критики со стороны правозащитников и оппозиции, которая восприняла закон как введение интернет-цензуры в стране. Один из авторов проекта закона, депутат от партии "Справедливая Россия" Елена Мизулина болезненно отреагировала на развернувшуюся кампанию против документа и обвинила в противодействии ему "педофильское лобби".
Им теперь запрещено становиться индивидуальными предпринимателями, если эта деятельность касается сферы образования, воспитания, развития несовершеннолетних, организации их отдыха и оздоровления, медицинского обеспечения и т.д. Кроме того, к трудовой деятельности в сфере образования, воспитания, развития детей не будут допускаться лица, имеющие или имевшие судимость, а также подвергавшиеся уголовному преследованию за преступления, в частности, против основ конституционного строя и безопасности государства. Такие новшества стали реальностью после принятия закона 27-ФЗ от 1 апреля 2012 года "О внесении изменений в статью 22-1 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" и статьи 331 и 351-1 Трудового кодекса Российской Федерации".
В России с 1 января 2014 года появится Единая информационная система нотариата (ЕИСН). Помимо реестров завещаний, доверенностей и уведомлений об их отмене, а также открытии наследственных дел, она должна будет содержать и реестр уведомлений о залоге движимого имущества. Любой желающий сможет через интернет получить информацию о регистрационном номере соответствующего уведомления, дату заключения и номер договора о залоге, установленную дату исполнения обязательства, описание предмета залога, а также информацию о залогодателе — название для юрлиц и имя для физлиц. Нововведения предусмотрены законом 166-ФЗ "О внесении изменений в Основы законодательства Российской Федерации о нотариате и отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Законодатели не смогли "осилить" проект "нового Гражданского кодекса", предложенный экс-президентом Дмитрием Медведевым. В результате под занавес осенней сессии депутаты решили "разбить" документ на "кусочки" и приняли первую часть — "О внесении изменений в главы 1, 2, 3 и 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации". Принципиальным отличием от первоначальной редакции стало исключение из "нового ГК" требования обязательного для граждан нотариального оформления всех сделок с недвижимостью, подлежащей госрегистрации. Одной из причин такого решения стало отсутствие нового закона о нотариате и нотариальной деятельности и, как следствие, непонимание по поводу возможных тарифов.
Закон расширил "категории ограничений дееспособности". Теперь наряду со злоупотреблением спиртными напитками и наркотиками есть такая норма по игроманам. Если судом признано, что гражданин зависим, то ограничение по дееспособности будет такое же, как и по злоупотребляющими наркотиками или спиртным.
В два раза с 2013 года увеличатся взносы в Пенсионный фонд для самозанятых лиц — адвокатов, нотариусов и индивидуальных предпринимателей. Им придется отчислять в ПФР около 2700 руб. в месяц, то есть около 32 000 руб. в год. Также, благодаря 243-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обязательного пенсионного страхования," с 2014 года отчисления в накопительную часть будущей пенсии у большинства россиян сократятся с 6% до 2% от суммы страхового тарифа. Перераспределенные средства направят в страховую часть пенсии. Такое новшество с 2014 года коснется будущих пенсионеров, родившихся позже 1966 года. Исключение будет сделано только для тех, кто до 31 декабря 2013 года заключит или уже заключил договор об обязательном пенсионном страховании и переведет свои средства на будущую пенсию в негосударственный пенсионный фонд, либо выберет расширенный инвестиционный портфель государственной управляющей компании. По умолчанию у них в накопительную часть пенсии будет отчисляться 6%, но гражданам разрешат "изменить вариант своего пенсионного обеспечения" — и отправлять в накопительную часть будущей пенсии 2% от страхового взноса.
Новогодние каникулы в России стали короче, а майские праздники — длиннее. Законодатели исполнили соответствующее пожелание премьера Владимира Путина. Закон № 35-ФЗ от 23 апреля2012 года "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации и статью 122 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации" гласит, что новогодние каникулы формально увеличиваются на два дня — к ним теперь относятся 6 и 8 января. Но в то же время, вопреки сложившейся практике, при выпадении новогодних праздников и Рождества Христова на субботу или воскресенье выходные не будут переноситься на следующие рабочие дни. Правительство РФ будет обязано перенести эти два выходных на другие дни в очередном календарном году. Стоит отметить, что в поправках в Трудовой кодекс не упоминается обязательность переноса этих выходных именно на майские дни.
Россияне с декабря 2013 года получат возможность сохранять свой телефонный номер при смене оператора связи. Стоить эта услуга будет не более 100 руб. Кроме того, в стране появится и база перенесенных номеров Такой подарок парламентарии сделали россиянам незадолго до ухода на новогодние каникулы, приняв закон "О внесении изменений в Федеральный закон "О связи" и статьи 333.33 и 333.34 части второй Налогового кодекса Российской Федерации".
С 1 июля 2012 года вступили в силу новые штрафы для водителей за нарушение ПДД, причем их размер в Москве и Санкт-Петербурге теперь в два раза выше, чем в регионах. Такие нововведения предусмотрены Федеральным законом от 21 апреля 2011 года № 69-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в части совершенствования организации дорожного движения).
Согласно принятым поправкам в КоАП, увеличены штрафные санкции по целому ряду статей, в том числе за невыполнение требования об остановке перед стоп-линией при запрещающем сигнале светофора или запрещающем жесте регулировщика – за это предусматривается штраф в 800 руб. За несоблюдение требований, предписанных дорожными знаками или разметкой проезжей части дороги, запрещающими остановку или стоянку транспортных средств, будет налагаться штраф в размере 1500 руб. Аналогичные штрафы устанавливаются за езду по полосе для маршрутных транспортных средств или остановку на ней. При этом за нарушение этих требований ПДД в Москве и Санкт-Петербурге штраф будет в два раза выше – 3000 руб.