Обобщения и стат. отчёты

  • ОБОБЩЕНИЕ СУДЕБНОЙ ПРАКТИКИ ПО ДЕЛАМ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ ПО Ч.1 СТ. 20.25 КОАП РФ ЗА 2019 ГОД, РАССМОТРЕННЫХ НА СУДЕБНОМ УЧАСТКЕ № 5 ЛЕНИНСКОГО РАЙОНА Г. ОРЕНБУРГА
    Читать

            На судебном участке № 5 Ленинского района г. Оренбурга проведено обобщение судебной практики по делам об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 статьи 20.25 КоАП РФ за 2019 год.
           Целью настоящего обобщения является изучение практики рассмотрения административных дел по части 1 статьи 20.25   КоАП РФ   и внесение предложений по предупреждению административных правонарушений данной категории.
           Положениями части 1 статьи 20.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за неуплату административного штрафа в срок, предусмотренный Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
          В соответствии с частью 1 статьи 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
          Согласно части 5 статьи 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, по истечении шестидесяти дней со срока, указанного в части 1 данной статьи, судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление, направляют соответствующие материалы судебному приставу-исполнителю для взыскания суммы административного штрафа в порядке, предусмотренном федеральным законодательством. Кроме того, должностное лицо федерального органа исполнительной власти, структурного подразделения или территориального органа, а также иного государственного органа, уполномоченного осуществлять производство по делам об административных правонарушениях (за исключением судебного пристава-исполнителя), составляет протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении лица, не уплатившего административный штраф.
           Из системного толкования части 1 статьи 20.25 и статьи 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях следует, что лицо, привлеченное к административной ответственности, обязано в добровольном порядке уплатить административный штраф не позднее шестидесяти дней со дня вступления в силу постановления о наложении административного штрафа, и после истечения данного срока в случае неуплаты административного штрафа усматривается событие административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
           Правонарушение, предусмотренное ч.1 ст.20.25 КоАП РФ, может быть совершено не только умышленно, но и по неосторожности (что встречается достаточно редко).
           Согласно п.12 ч. 5 ст.28.3 КоАП РФ  протоколы об административных правонарушениях по ч.1 ст.20.25 КоАП РФ вправе составлять должностные лица органов, вынесших постановления о наложении административных штрафов, а по делам об административных правонарушениях, рассматриваемых судьями, протоколы составляют судебные приставы-исполнители. Кроме того, дела о нарушениях по ч.1 ст.20.25 КоАП РФ  составляют должностные лица учреждений уголовно-исполнительной системы (п.5 ч.5 ст.28.3).                          
           За  2019 год  всего рассмотрено   772  дел об административных правонарушениях, из них 192 дел за совершение правонарушения  по  ч.1 ст.20.25 КоАП РФ, что составляет   24,87 % от общего количества рассмотренных административных дел.
           В наибольшем количестве протоколы об административных правонарушениях по ч.1 ст.20.25 КоАП РФ направляются на рассмотрение мировому судье из ОБ ДПС ГИБДД  МУ МВД России «Оренбургское».
           Неуплата административного штрафа в срок, предусмотренный Кодексом об административных правонарушениях, влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей, либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок до пятидесяти часов.
          Следует отметить, что в связи с отсутствие у должника постоянного места работы и источника дохода, суд применяет такой вид наказания как обязательные работы, так за 2019 год обязательные работы назначены 2 лицам.
          При назначении административного наказания   суд руководствуется общими правилами назначения административного наказания, основанными на принципах справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности (ч. 1 ст. 4.1. КоАП РФ). При этом суд учитывает характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
           В указанный период дела об административных правонарушениях предусмотренных ст.20.25 ч. 1 КоАП РФ в апелляционном и надзорном порядке не обжаловались.
          На основании п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ  прекращено 2 административных дел (штрафы правонарушителями были уплачены своевременно, в установленный законом срок).
          Все дела рассмотрены с соблюдением  правил подсудности, т.е. по месту жительства лица, привлекаемого к административной ответственности.   
           В правоприменительной практике при рассмотрении дел указанной категории возникают следующие  проблемы:
          Санкция данной статьи предусматривает такую меру наказания как административный арест. Частью 4 ст.29.6 КоАП РФ предусмотрено рассмотрение дел данной категории в день получения протокола.
          В соответствии со ст.29.5 КоАП РФ дело об административном правонарушении рассматривается по месту его совершения. Местом совершения административного правонарушения, предусмотренного  ст. 20.25 КОАП РФ является  место жительства правонарушителя. Таким образом, в случае совершения  лицом правонарушения по неуплате штрафа по постановлению органа, находящегося в другом населенном пункте или регионе, протокол об административном правонарушении  передаётся судье в нарушение  п. 1 ст. 28.8 КОАП РФ, то есть не немедленно после составления протокола, а направляется по почте. Получение мировым судьёй по почте протокола, по которому предусмотрено наказание в виде административного ареста делает проблематичным  выполнение требования  ст. 29.6 КОАП РФ о рассмотрении протокола в день его получения.
         Выводы:   Проведенный анализ показал, что  дела об административных правонарушениях, предусмотренных ч.1 ст. 20.25 КоАП РФ рассматриваются мировым  судьей с соблюдением сроков рассмотрения дел, процессуальные нормы выполняются, по всем материалам выносятся определения о назначении дела к слушанию. Постановления мирового судьи правонарушителю вручаются своевременно.
     
    помощник мирового судьи
    судебного участка № 5
    Ленинского района г. Оренбурга                                                                                                                                                      Е.В. Аникина
     

  • Справка по итогам работы за 2019 года мировых судей Ленинского айона г.Оренбурга
    Читать

    ,
  • ОБОЩЕНИЕ СУДЕБНОЙ ПРАКТИКИ РАССМОТРЕНИЯ ДЕЛ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ, ПРЕДУСМОТРЕННЫХ СТ. 6.8, 6.9 КОАП РФ, ПО СОСТОЯНИЮ НА 24.09.2019Г. СУДЕБНЫМ УЧАСТКОМ №5 ЛЕНИНСКОГО РАЙОНА Г.ОРЕНБУРГА
    Читать

    Статья 6.8 КоАП РФ предусматривает административную ответственность  за незаконный оборот наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов и незаконные приобретение, хранение, перевозка растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, либо их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества.
          Нормы данной статьи направлены на обеспечение административными мерами предупреждения и пресечения наркомании, а также контроля в сфере оборота наркотических средств и психотропных веществ.
         Объектом административного правонарушения, предусмотренного данной статьей, является здоровье населения.
          Предметом противоправного посягательства являются:
    - наркотические средства - вещества синтетического или естественного происхождения, препараты, включенные в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, в соответствии с законодательством РФ, международными договорами РФ, в том числе Единой конвенцией о наркотических средствах 1961 года;
    - психотропные вещества - вещества синтетического или естественного происхождения, препараты, природные материалы, включенные в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, в соответствии с законодательством РФ, международными договорами РФ, в том числе Конвенцией о психотропных веществах 1971 года;
    - аналоги наркотических средств и психотропных веществ - запрещенные для оборота в Российской Федерации вещества синтетического или естественного происхождения, не включенные в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, химическая структура и свойства которых сходны с химической структурой и со свойствами наркотических средств и психотропных веществ, психоактивное действие которых они воспроизводят;
    - растения, содержащие наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, - растения, из которых могут быть получены наркотические средства, психотропные вещества или их прекурсоры и которые включены в Перечень растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры и подлежащих контролю в Российской Федерации.
          Объективную сторону данного правонарушения составляют незаконные (совершенные в нарушение установленного порядка) действия по приобретению, хранению, перевозке, изготовлению, переработке без цели сбыта наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов, а также незаконные приобретение, хранение, перевозка без цели сбыта растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, либо их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества.
    - Незаконным приобретением наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, либо их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, надлежит считать их получение любым способом, в том числе покупку, получение в дар, а также в качестве средства взаиморасчета за проделанную работу, оказанную услугу или в уплату долга, в обмен на другие товары и вещи, присвоение найденного, сбор дикорастущих растений или их частей, включенных в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации (в том числе на землях сельскохозяйственных и иных предприятий, а также на земельных участках граждан, если эти растения не высевались и не выращивались), сбор остатков, находящихся на неохраняемых полях, посевов указанных растений после завершения их уборки.
    - Под незаконным хранением наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, либо их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, следует понимать действия лица, связанные с незаконным владением этими средствами или веществами, в том числе для личного потребления (содержание при себе, в помещении, тайнике и других местах). При этом не имеет значения, в течение какого времени лицо незаконно хранило наркотическое средство, психотропное вещество или их аналоги, растение, содержащее наркотические средства или психотропные вещества, либо его части, содержащие наркотические средства или психотропные вещества.
    - Изготовление наркотических средств, психотропных веществ - действия, в результате которых на основе наркотических средств, психотропных веществ или их прекурсоров получены готовые к использованию и потреблению формы наркотических средств, психотропных веществ или содержащие их лекарственные средства. Незаконно наркотические средства чаще всего изготавливаются путем переработки их из природного сырья либо посредством соединения ряда веществ любыми способами.
    - Незаконная перевозка наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, либо их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, заключается в их перемещении из одного места в другое, в том числе в пределах одного и того же населенного пункта, совершенном с использованием любого вида транспорта или какого-либо объекта, применяемого в виде перевозочного средства, а также в нарушение общего порядка перевозки указанных средств и веществ, установленного ст. 21 Закона о наркотических средствах и психотропных веществах. Перевозка может осуществляться не только собственниками перечисленных предметов, но и другими лицами, получившими их на временное хранение.
    - Под незаконным сбытом наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов, растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, либо их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, следует понимать любые способы их возмездной либо безвозмездной передачи другим лицам (продажу, дарение, обмен, уплату долга, дачу взаймы и т.д.), а также иные способы реализации, например путем введения инъекций. При этом не может квалифицироваться как незаконный сбыт введение одним лицом другому лицу инъекций наркотического средства или психотропного вещества, если указанное средство или вещество принадлежит самому потребителю и инъекция вводится по его просьбе либо совместно приобретено потребителем и лицом, производящим инъекцию, для совместного потребления, либо наркотическое средство или психотропное вещество вводится в соответствии с медицинскими показаниями.
          С субъективной стороны данное правонарушение может быть совершено только умышленно. Виновный сознает, что он осуществляет противоправные действия, предвидит их вредные последствия и желает наступления таких последствий или сознательно их допускает либо относится к ним безразлично.
          Субъектом правонарушения является вменяемое физическое лицо, достигшее 16-летнего возраста, а также иностранный гражданин или лицо без гражданства.
         Статья 6.9 КоАП РФ предусматривает административную ответственность  за потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача.
          Объектом правонарушения является здоровье населения.
         Объективная сторона заключается в совершении в нарушение установленного порядка действий по употреблению наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 ст. 20.20 КоАП РФ (потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо потребление иных одурманивающих веществ на улицах, стадионах, в скверах, парках, в транспортном средстве общего пользования, а также в других общественных местах) и ст. 20.22 КоАП РФ (нахождение в состоянии опьянения несовершеннолетних в возрасте до 16 лет, либо потребление (распитие) ими алкогольной и спиртосодержащей продукции, либо потребление ими наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача, иных одурманивающих веществ) (см. комментарий к ст. 20.20, 20.22 КоАП РФ).
        Субъективная сторона предполагает наличие только умышленной формы вины. Виновный осознает, что осуществляет противоправные действия, предвидит их вредные последствия и желает их наступления либо сознательно допускает.
        Субъектом правонарушения является вменяемое физическое лицо, достигшее 16 лет, а также иностранный гражданин или лицо без гражданства.

                Всего по состоянию на 30.09.2019г. мировым судьей судебного участка №5 Ленинского района г.Оренбурга рассмотрено 4  дела данной категории, из которых:


    по ст.6.9 ч.1 КоАП  РФ -  2 дела;
    по ст. 6.9.1   КоАП РФ  - 2 дела.

          К административной ответственности привлечены 3 лица: из них назначено  наказание в виде административного штрафа  – 3.
           При назначении наказания мировым судьей учитывались характер совершенного правонарушения, личность виновных, обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность.
              
            Дел об административных правонарушениях, предусмотренных ст.6.8, 6.9, 6.9.1 КоАП РФ, прекращенных производством  не имеется.

             В орган составивший протокол для устранения недостатков возвращено 1 дело данной категории.
              В апелляционном порядке дела данной категории не обжаловались.
              В сроки, свыше установленных ст. 29.6 КоАП РФ, дела данной категории не рассматривались.

           помощник судьи Е.В. Аникина
  • ОБОБЩЕНИЕ ПО РАССМОТРЕНИЮ ГРАЖДАНСКИХ ДЕЛ ПО ЗАЯВЛЕНИЯМ О ВЫНЕСЕНИИ СУДЕБНЫХ ПРИКАЗОВ ЗА ПЕРВОЕ ПОЛУГОДИЕ 2019 ГОДА
    Читать

         На судебном участке № 5 Ленинского района г. Оренбурга проведено обобщение практики выдачи судебных приказов за период с 09 января 2019 года по 20 сентября 2019 года.
        Целью проведения обобщения является обобщение практики применения гражданского процессуального законодательства по рассмотрению заявлений о выдаче судебных приказов.
       Судебный приказ является самостоятельным видом судебного постановления по гражданским делам, которое выносится по итогам приказного производства, представляющего собой упрощенную процедуру защиты нарушенного субъективного права в суде первой инстанции. Согласно ст. 3 ФЗ "О мировых судьях в Российской Федерации" от 11 ноября 1998 г. и ст. 23 Гражданского процессуального кодекса РФ рассмотрение и разрешение требований о выдаче судебного приказа отнесено к компетенции мировых судей.
    Статья 122 Гражданского процессуального кодекса РФ указывает исчерпывающий перечень требований, по которым может быть выдан судебный приказ:
    -требование основано на нотариально удостоверенной сделке;
    -требование основано на сделке, совершенной в простой письменной форме;
    -требование основано на совершенном нотариусом протесте векселя в неплатеже, неакцепте и недатировании акцепта;
    -заявлено требование о взыскании алиментов на несовершеннолетних детей, не связанное с установлением отцовства, оспариванием отцовства (материнства) или необходимостью привлечения других заинтересованных лиц;
    -заявлено требование о взыскании с граждан недоимок по налогам, сборам и другим обязательным платежам;
    -заявлено требование о взыскании начисленных, но не выплаченных работнику заработной платы, сумм оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) иных сумм, начисленных работнику;
    -заявлено территориальным органом федерального органа исполнительной власти по обеспечению установленного порядка деятельности судов и исполнению судебных актов и актов других органов требование о взыскании расходов, произведенных в связи с розыском ответчика, или должника, или ребенка, отобранного у должника по решению суда;
    -заявлено требование о взыскании начисленной, но не выплаченной денежной компенсации за нарушение работодателем установленного срока соответственно выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику.
       В приказном производстве стороны именуются взыскателем (кредитором) и должником. Инициатива возбуждения приказного производства принадлежит кредитору, реализующему право на судебную защиту нарушенного должником субъективного материального права. С таким заявлением от имени взыскателя может обратиться и его представитель при наличии у него на это полномочий, удостоверенных надлежащим образом (ст.ст. 53, 54 ГПК).
        Приказное производство имеет следующие особенности:
    1) стадии приказного производства имеют сокращенный срок протекания;
    2) характеризуются упрощенным порядком; 3) процессуальные действия не протоколируются; 4) в приказном производстве отсутствуют стадии, характерные для других видов гражданского судопроизводства: подготовка дела к судебному разбирательству, судебное разбирательство; стадия пересмотра дела по вновь открывшимся обстоятельствам; 5) приказное производство характеризуется специфической стадией - стадией отмены судебного приказа, вынесенного мировым судьей.
       Приказное производство может быть возбуждено по заявлению на основании документально подтвержденным и бесспорным требованиям, перечисленным в ст. 122 ГПК РФ. При этом бесспорность требований относительна, поскольку должник все же уклоняется от исполнения своего документально подтвержденного обязательства. Кроме того, кредитор при наличии всех необходимых условий для выдачи судебного приказа вправе обратиться, тем не менее, не с помощью упрощенной процедуры, а с обычным исковым заявлением.
       За период с 09 января 2019 года по 20 сентября 2019 года мировым судьей судебного участка № 5 Ленинского района г. Оренбурга рассмотрено  дел с вынесением судебных приказов 1254  дела.
      Согласно статистическим данным, наибольшее количество судебных приказов мировым судьей выдано по заявлениям о взыскании задолженности по оплате жилья и коммунальных услуг, о взыскании суммы по кредитным договорам, алиментов на несовершеннолетних детей, а также  о взыскании обязательных платежей и санкций в порядке КАС.
       При принятии заявления о выдаче судебного приказа к производству мировой судья проверяет, соответствует ли оно требованиям, предусмотренным ст.124 ГПК РФ и относится ли заявленное взыскателем требование к требованиям, по которым выдается судебный приказ.
       Так за указанный период на судебном участке № 5 Ленинского района г. Оренбурга вынесено:
    -   426 судебных приказов о взыскании обязательных платежей и санкций в порядке КАС;
    - 676 судебных приказов о взыскании задолженности по оплате за жилищно-коммунальные услуги;
    - 512 судебный приказ о взыскании суммы долга по кредитному договору;
    - 30 судебных приказов о взыскании алиментов на несовершеннолетних детей.
       На сегодняшний день весьма актуальным является вопрос о взыскании задолженности о взыскании задолженности по оплате за жилищно-коммунальные услуги и по кредитам физических лиц. С позиций кредитора приказное производство по взысканию задолженности является преимущественным, так как оно позволяет сократить срок рассмотрения дела судом и ускорить возбуждение исполнительного производства. Одновременно исключается трудоемкая процедура доказывания в суде правомерности требований кредитора, сопряженная в большинстве своем с судейским усмотрением в части взыскания такой задолженности.
       Анализ гражданских дел о выдаче мировыми судьями судебных приказов за период с 09 января 2019 года по 20 сентября 2019  года показал, что в целом поданные заявления, соответствуют форме и содержанию, указанных в ст. 124 ГПК РФ.
       При подаче заявления о выдаче судебного приказа заявителем была уплачена государственная пошлина в размере 50% от ставки, установленной для исковых заявлений, но с учетом льгот, установленных в ст. 336.36 НК РФ, согласно которой, при подаче заявления о выдаче судебного приказа от уплаты государственной пошлины освобождаются:
    - заявители по требованиям о взыскании алиментов на несовершеннолетних детей;
    - налоговые органы по требованиям о взыскании с граждан обязательных платежей и санкций в порядке КАС;
    - заявители по требованиям о взыскании начисленной, но не выплаченной работнику заработной платы.
       В соответствии со ст.126 Гражданского процессуального кодекса РФ судебный приказ выносится в течение пяти дней. Данное требование мировым судьей соблюдается, все судебные приказы были вынесены в установленный законом срок.
       В соответствии со ст.128 ГПК РФ должник имеет право в течение десяти дней, со дня получения копии судебного приказа, направить возражение в суд относительно его исполнения, а по судебным приказам о взыскании обязательных платежей и санкций в порядке КАС должник имеет право представить мировому судье, вынесшему судебный приказ, возражения относительно исполнения судебного приказа в течении 20 дней со дня  направления ему копии судебного приказа. За вышеуказанный период поступило 166 заявлений от граждан об отмене судебного приказа. Дальнейшее движение приказного производства исключается. Получив такие возражения, мировой судья выносит определение об отмене судебного приказа независимо от мотивов возражения, где также разъясняется взыскателю о его праве предъявить соответствующие требования в порядке искового производства. Этим определением заканчивается приказное производство.
       Копии определения об отмене судебного приказа направляются сторонам не позднее трех дней после дня его вынесения. На определение мирового судьи по этому вопросу может быть принесена частная жалоба в суд апелляционной инстанции. По изученным делам ни одно определение об отмене судебного приказа не было обжаловано взыскателем.
       Заключительной стадией приказного производства является выдача судебного приказа на руки взыскателю, либо направление его, по просьбе взыскателя, на исполнение в службу судебных приставов, после того как он вступит в законную силу.
      Таким образом, результаты обобщения правоприменительной практики показывают, что приказное производство пользуется определенной популярностью у суда и у лиц, ищущих защиты в суде. Приказное производство сделало судебную защиту более доступной. Вынесение судебного приказа ускоряет и упрощает судопроизводство.
     
     
     
                              Помощник мирового судьи                                                                             Е.В. Аникина    
     

  • Итоги за первое полугодие 2019 года
    Читать

     Итоги за первое полугодие 2019 года.